"ПРИОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА К ИСКУССТВУ" 

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №8 «Золотой ключик» г.Медногорска»

Тамара Анатольевна Пряникова

 

К искусству ребенок приобщается с детства. Общение с музыкой формирует творческую личность, создает благоприятные условия для развития эстетических эмоций, по выражению Л.Выготского, « умных эмоций».

Музыка и музыкальная деятельность связана с эмоциями высшего порядка и лежит в основе эстетического сознания личности человека. Это особенно привлекательно для детей дошкольного возраста.

В МБДОУ «Детский сад  № 8 «Золотой ключик» г.Медногорска" созданы для этого необходимые условия.

Приоритетное направление в музыкальном развитии детей – обогащение духовного мира дошкольников через высокохудожественные образцы музыкального искусства.

В процессе реализации программы по воспитанию и обучению детей в ДОУ решаются следующие задачи:

Педагог музыкант

1.    Используя разнообразные формы организации музыкальной деятельности детей, обеспечить полноценное музыкальное развитие каждого ребенка( формирование эстетического сознания).

2.    Формировать у детей обобщенные способы музыкальной деятельности: целостное и дифференцированное восприятие музыки, выразительное исполнительство в певческой, танцевальной деятельности, музицирование на детский музыкальных инструментах; разные виды музыкального творчества.

3.    Использование различных методик для оказания комплексной, дифференцированной помощи детям, воспитателям, родителям.

Воспитатель

1.    Поощрять все виды музыкальной деятельности вне занятий, формировать эстетический интерес к музыке как к виду искусства.

2.    Формировать восприятие музыки во взаимосвязи с литературными произведениями. Закрепить умения и навыки выразительского исполнительства. Стимулировать творческие проявления ребенка в самостоятельской деятельности.

Родители

1.    Способствовать музыкальному развитию ребенка через доступные формы музицирования в семейном кругу.

2.    Поддерживать интерес к прослушиванию музыкальных  произведений. Поощрять детское исполнительство на домашний праздниках, в семейном кругу.

 

                                      Принципы организации музыкального воспитания дошкольников.

 

1.    Одним из главных принципов в работе с детьми является Создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено.

2.    Целостный подход в решении педагогических задач:

- обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;

- претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;

- приобщение к народной культуре ( слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов.

3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания. Если в младшем возрасте восприятие музыкального материала идет нп уровне эмоций и только с помощью педагога, то в подготовительной группе дети способны сами осмыслить и понять тот или иной материал и высказать свое впечатление и отношение.

Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.

В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события, и мы даем им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой – то мере проявить свои творческие способности ( станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре). Так дети выражают свое настроение, чувства, эмоции.

Принцип партнерства- встречаем детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорим добрые ласковые слова: что мы по ним соскучились, мы о них думали и очень рады их видеть. Таким образом, группа детей, музыкальный руководитель, воспитатель становятся единым целым. Вместе слушаем, поем, вместе рассуждаем, вместе играем.

6. Принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.

7.Принцип культурообразности- предполагает опору в воспитании и развитии детей на общечеловеческие ценности( добро, милосердие, любовь и др.), знакомство с элементами национальной культуры, микро и макросоциума.

В целях достижения максимального педагогического воздействия любые занятия с детьми ( фронтальные, подгрупповые, индивидуальные) организовываются при условии положительного эмоционального отношения со стороны ребенка.

Музыкальное воспитание  предполагает использование яркого и интересного наглядного материала:

- Иллюстрации и репродукции,

- дидактический материал,

- малые скульптурные формы,

- игровые атрибуты,

- музыкальные инструменты,

- аудио и видеоматериалы,

- « живые игрушки» ( воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы).

Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их  и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого – эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.

Музыкальное воспитание осуществляется на музыкальных занятиях, вечерах досуга, в самостоятельной игровой деятельности детей.

Музыкальное занятие имеет четкое построение;

1.    Музыкально – ритмические движения;

2.    Развитие чувства ритма, музицирование;

3.    Пальчиковая гимнастика;

4.    Слушание 0 восприятие музыки;

5.    Распевание – пение;

6.    Пляски, игры, хороводы.

Музыка в большей степени, чем любой вид искусства, доступна ребенку.И чем младше ребенок, тем более восприимчив к звукам .

Первая младшая группа( от 3 до 4 лет)

Педагог должен:

- развивать музыкальный слух, приучать слушать песни, музыкальные произведения, замечать изменения в звучании музыки;

- Учить выразительному пению и ритмичным движениям под музыку.

Музыкальное воспитание:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;

- познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем;

- способствовать развитию музыкальной памяти, формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки( веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать.

Слушание музыки:

_ учить слушать музыкальные произведения до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении( одно – или двухчастная форма); рассказывать о чем поется в песне;

- развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменения в звучании мелодии( громко - тихо).

- совершенствовать умение различать звучание  музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов( музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон);

Пение:

- способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре( ми) – ля( си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова;

- учить передавать характер песни( весело, протяжно, ласково, напевно).

Песенное творчество:

-  учить допевать мелодии колыбельных песен на слог « баю- баю» и веселых мелодий на слог « ля – ля»;

- формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.

Музыкально – ритмические движения:

- учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания ( громко – тихо);

- реагировать на начало звучания музыки и ее окончание ( самостоятельно начинать и закаечивать движение);

- совершенствовать навыки основных движений( ходьба и бег);

- учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку;

- улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой;

- развивать умение кружиться парами, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками, без них.

- способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: крадется кошка, идет медведь, бегают мышата, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летят самолеты, летают пр\тички, едут машины, идет коза рогатая и др.;

- формировать навыки ориентировки в пространстве.

Развитие танцевально – игрового творчества:

стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под  плясовые мелодии;

- активизировать выполнение движений, передающих характер изображаемых животных.

Игра на детских музыкальных инструментах:

- знакомить детей с некоторыми музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием;

- способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударных инструментах.

К концу года дети могут:

- слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте( в пределах октавы);

- замечать изменения в звучании ( громко – тихо);

- петь, не отставая и не опережая друг друга;

- выполнять танцевальные движения; кружится в парах, притопывать ногами попеременно, двигаться под музыку с предметами ( флажки, листочки, платочки) и т.п.;

- различать и называть детские музыкальные инструменты( металлофон, барабан и др.).

 

Средняя группа  (от 4 до 5 лет).

 

Педагог должен:

- развивать умение понимать содержание произведений искусства, внимательно слушать музыку, красиво под нее двигаться,;

- продолжать развивать интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при высприятии музыкальных произведений;

Слушание музыки:

- формировать навыки культуры слушания музыки ( не отвлеваться и не отвлевать других, дослушивать произведения до конца);

- учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые мелодии, высказывать свои впечатления;

- замечать динамику музыкального произведения, его выразительные средства: тихо, громко, медленно, быстро;

- развивать способность различать звуки по высоте ( высокий, низкий, в пределах сексты, септимы).

Пение:

- обучать выразительному пению, формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно ( в пределах ре – си первой октавы);

- развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами;

- способствовать стремлению петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки;

- учить петь с инструментальным сопровождением и без него ( с помощью воспитателя).Песенное т- учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песенки и отвечать на вопросы музыкальные L « Кака тебя зовут?, Что ты хочешь, кошечка?, Где ты? );

- формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст, учить сочинять мелодию марша.

Музыкально – ритмические  движения:

- продолжать формировать навык ритмичного движения в зависимости от характера музыки, самостоятельно менять движения в зависимости от музыкальной формы( 2 – частной). Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, « пружинка», кружение по одному в парах;

- обучать умению двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения ( из круга врассыпную и обратно), подскоки;

- продолжать совершенствовать навыки основных движений ( ходьба; « торжественная», спокойная, « таинственная», бег- легкий, стремительный).

Развитие танцевально – игрового творчества:

- способствовать развитию эмоционально – образного исполнения музыкально – игровых упражнений ( кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму ( зайка веселый, грустный, хитрая лисичка, сердитый волк, гордый петушок, хлопотливая курица);

- обучать инсценированию песен, музыкальных игр, постановок небольших музыкальных спектаклей.

Игра на детский музыкальных инструментах:

формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

К концу года дети могут:

- внимательно слушать музыкальные произведения, чувствовать характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением;

- узнавать песни по мелодии;

- различать звуки по высоте (в пределах сексты – септимы);

- петь протяжно, четко произносить слова; начинать вместе и заканчивать пение;

- выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;

- выполнять танцевальные движения: « пружинка», подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах;

- выполнять движения с предметами ( с куклами, игрушками, ленточками);

- инсценировать ( совместно с воспитателем) песни, хороводы;

- играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

 

Старшая группа ( от 5 до 6 лет).

Педагог должен:

Продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формировать музыкальную культуру на основе знакомства с композиторами, классической, народной и современной музыкой;

-  продолжать развивать музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух; эмоциональную отзывчивость и творческую активность;

- способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах.

Слушание музыки:

- учить различать жанры музыкальных произведений ( марш, танец, песня);

- совершенствовать музыкальную память через узнавание делодий по отдельным фрагментам произведения ( вступление, заключение, музыкальная фраза);

- навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкального инструмента ( клавишно – ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).

Пение:

- формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» до « до» второй октавы; брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко, тихо;

- способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него;

- содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера;

- создавать фонд любимых песен, тем самым развивая песенный музыкальный вкус.

Песенное творчество:

-учить импровизировать мелодию на заданный текст;

- формировать умениесочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.

Музыкально – ритмические движения:

- развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально образное содержание, свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами;

- способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений ( поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед;

- формировать танцевальное творчество;

- продолжать импровизировать навыки инсценирования песен; учить импровизировать образы сказочных животных и птиц ( лошадка, коза, медведь, заяц, журавль, ворон и т.п.) в разных игровых ситуациях;

- познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами народов мира.

Музыкально – игровое творчество:

- развивать танцевальное творчество; учить придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя оригинальность и самостоятельность в творчестве;

- учить импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера; самостоятельно придумывать движения, отражающие характер песна;

Игра на детских музыкальных инструментах:

- учить исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; исполнять знакомые песни индивидуально и небольшими группами, союлюдая при этом общую динамику и темп;

-развивать творчество детей, побуждать их к активности.

К концу года дети могут:

различать жанры музыкальных произведений ( марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов ( фортепиано, скрипка); произведения по мелодии, по вступлению;

- различать высокие и низкие звуки ( в пределах октавы);

- петь без напряжения плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента;

- ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки;

- самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения и музыкальными фрахами;

- выполнять танцевальные движения; поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении;

- самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать , не подражая друг другу;

- играть на металлофоне мелодии по одному и небольшими группами.

 

Подготовительная к школе группа( от 6 до 7 лет).

 

Педагог должен:

-  продолжать приобщать детей к музыкальной культуре;

- воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к отечественному наследию и современной музыке;

- совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух:

- продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыкального характера;

- способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку;

- обучать игре на детских музыкальных инструментах;

- знакомить с элементарными музыкальными понятиями.

Слушание музыки:

- продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты – терции, музыкальную память.

 

uCoz